Инновации в образовании

Сопряжённое освоение самбо и традиционных базовых видов спорта в процессе освоения содержания учебного предмета «Физическая культура»

    Уважаемые коллеги! Мне представилась возможность поделиться с Вами инновационным проектом  в номинации «Инновации в физкультуре», тема проекта: «Сопряжённое освоение самбо и традиционных базовых видов спорта в процессе освоения содержания учебного предмета «Физическая культура».

Безусловно, тема, о которой я буду сегодня говорить, очень актуальна. И продолжить мне бы хотелось словами нашего президента Владимира Владимировича Путина: «…Огромное число детей так и не имеет необходимых возможностей для систематических занятий спортом. Очевидно, что эту ситуацию можно и нужно менять. И начинать нужно со школ, активно образуя вокруг них центры здорового, спортивного образа жизни».

Владимир Путин, Президент РФ.

  Продолжаю цитировать нашего президента необходимо создать условия «для развития традиционных национальных видов спорта».

«Нужно сделать их массовыми, раскрыть грань самобытной культуры нашей страны. Отличным примером служит наше самбо, где официальным языком международного общения является русский».

   Идея создания проекта «Самбо в школах» возникла еще в 2010 году. Поскольку современная школьная программа по физкультуре включает в себя часы на изучение элементов единоборств, но без уточнения каких именно, рабочая группа проекта под руководством президента Всероссийской  федерации самбо Сергея Елисеевапредложила занять эту нишу изучением борьбы самбо. В качестве примера была рассмотрена Япония, где дети изучают дзюдо на протяжении восьми лет, более того приобретая силу и уверенность, они учатся крепче любить свою страну. Самбо для аналогичных целей подходит как нельзя лучше. Как отметил президент Всероссийской федерации самбо Сергей Елисеев: «К самбо должны относиться как к национальному достоянию. Дети должны знать историю самбо, гордиться ей». А знание приемов самозащиты необходимы каждому. Ведь при внедрении борьбы  самбо в школу мы не учим  детей бороться и  делать броски. Мы учим их правильно падать, освобождаться от захватов, а  также умению действовать в экстремальных ситуациях. Сопряжённое освоение самбо и традиционных базовых видов спорта в процессе освоения содержания учебного предмета «Физическая культура» будет способствовать развитию мотивов учебной деятельности и формированию личного смысла учения.

    Новизна моей работы заключается в вовлечении детей в активный процесс изучения борьбы самбо,  в увеличении объёма двигательной активности и укреплении здоровья, в развитии мотивов учебной деятельности и формировании личного смысла учения. Также новизна моей работы заключается в освоении начальных форм познавательной и личностной рефлексии, основанных на восприятиях и двигательных навыках.

    Ведущая идея моей работы заключается в овладении учащимися навыков и  приёмов самозащиты  без оружия, а также в умении действовать в экстремальных ситуациях.

    В процессе обучения ставлю перед собой цель — создать условия дляформирования  гармонично развитой личности, способной совершенствовать физические возможности  в единстве с воспитанием духовных и интеллектуальных качеств, активно использующей средства физической культуры в организации здорового образа жизни.

       Успешно решать задачи сопряжённого освоения самбо и традиционных базовых видов спорта в процессе освоения содержания учебного предмета «Физическая культура» позволяют:

1 – интеграция элементов самбо в урок физической культуры,

2 — школа является официальным участником Всероссийского проекта «Самбо — в школу», внедряю данный вид спорта  в рамках урочной и внеурочной деятельности.

    Интеграция самбо в базовые виды спорта позволяет внедрять самбо на уроках физической культуры не только в разделе единоборства, но и во всех базовых видах спорта. Об этом свидетельствует приведённая ниже таблица.

Интеграция самбо в базовые виды спорта

№ п/п Раздел/элемент самбо Упражнение О.М.У.
1 Общеразвивающие упражнения в движении Повороты, прыжки, скоординированные движения руками и ногами Комплекс общеразвивающих упражнений выполняется с целью подготовки организма занимающихся к предстоящей деятельности, элементы самбо выполняются с целью отработки подводящих движений бросковой техники.  
2 Общеразвивающие упражнения на  месте:                                       Имитация броска мельницей                     Имитация броска через бедро                         Имитация броска через спину                       Имитация броска подсечка               Имитация броска зацеп изнутри                     Имитация броска задняя подножка Имитация броска подсечка; имитация броска зацеп; имитация броска задняя подножка;                                  
И.п. – О.с.
1 – правую ногу вперёд, встать боком, подсесть с одновременной тягой левой рукой снизу вверх – назад от правого плеча к левому;
2 – И.п.
3-4 – то же другой ногой и рукой; И.п. – о.с.
1 — шаг вперёд правой ногой с одновременный поворотом налево и тягой руками снизу к правому боку
2 — И.п.
3-4 — то же, шаг с другой ноги;
И.п. – О.с.
1 — шаг вперёд правой ногой с одновременным поворотом налево, руки вверх
2 — И.п. руки вниз
3-4 — то же в другую сторону;         И.п. – О.с.
1 — мах правой ногой в сторону левой ноги, стопа перпендикулярно полу, руками движение от себя — к себе
2 — И.п.
3-4 — то же другой ногой; И.п. – О.с.
1 — шаг вперёд правой ногой, руки доуровня груди
2 — левую ногу ставим за правую
3 — правой ногой чертим полукруг, касаясь стопой пола от левой ноги в правую сторону 4 — И.п.
5-8  — то же другой стороной;  
И.п. – О.с.
1 — шаг левой ногой
2 — мах правой ногой вперёд, толчок руками
3-4 — И.п.
Имитация данных бросков подготавливает в основном мышцы ног. Одновременно с этим упражнения позволяют разрабатывать координацию движений и согласовывают работу обеих рук и всего тела. Это позволяет говорить о том, что в работе участвуют два полушария головного мозга, где осуществляется контроль головы за работой всего тела. Так же к работе подготавливаются: тазобедренный сустав, коленный и голеностопный суставы;   Спина прямая, под каждое движение рукой, от плеча к плечу выполняется сгибание ног, но не спины.               Основное внимание уделить повороту. Занимающиеся должны запомнить: каждый шаг необходимо закончить поворотом, разворачивая идущую стопу немного вовнутрь. Вторая  нога должна приблизиться к первой в момент поворота. При тяге руки поднимаются до уровня груди.   Основное внимание уделить повороту. Занимающиеся должны запомнить, каждый шаг необходимо закончить поворотом, разворачивая идущую стопу немного вовнутрь. Вторая  нога должна приблизиться к первой в момент поворота.     Спина прямая, ноги сгибаются в момент поворота. Стопа движется по касательной, перпендикулярно по отношению к полу.       Следить за равновесием. Занимающийся должен понимать, что он цепляет пяткой, а не подколенным сгибом.               Шаг  выполнять немного вперёд в сторону, обратить внимание на возврат ноги, мах вперёд выполнять без усилия, мах назад – с усилием.
3 Общеразвивающие упражнения с  баскетбольным мячом:   Имитация броска в кольцо двумя руками;         Имитация передачи мяча двумя руками от груди И.п. – О.с.
1- выпад правой, мяч вперёд вверх; 2 – И.п.
3-4 – то же левой ногой;  И.п. – О.с. мяч в руках
1 — Выпад назад или вперёд (по желанию), мяч вперёд;
2 – И.п.
3-4 – то же.
        Мяч держать крепко. Руки не расслаблять.         Цель этого упражнения – увеличение дистанции между нападающим и защищающимся. При нападении мяч упирается в грудь нападающему, что мешает ему выполнить захват.
4 Общеразвивающие упражнения с  гимнастическими палками:   Защита от удара сверху                     Защита от удара снизу                     Защита от удара сбоку   И.п. – О.с., палка в руках горизонтально
1 — выпад правой, руки вперёд-вверх
2 — И.п.
3-4 — то же левой;          И.п. – О.с.,
палка в руках горизонтально
1 — выпад назад правой рукой, палка вниз.
2 — И.п.
3-4 — То же левой;       И.п. – О.с., палка в руках горизонтально.
1 — палку вправо вертикально
2 — И.п.
3-4 — то же влево.                  Общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками можно выполнять в парах, где № 1 — нападающий, а № 2  защищающийся.
          При выполнении данного упражнения необходимо уделить особое  внимание положению спины, спина должна быть прямая, смотреть вперёд, взгляд не опускать. При выполнении  выпада лучше всего чередовать ноги.   При выполнении упражнения необходимо обратить внимание на движение ног, защищаясь от удара снизу, спину не наклоняем вперёд, открывая свой затылок, а делаем более глубокий выпад назад, что позволяет отразить удар.   При выполнении  упражнения не наклоняться в сторону удара, туловище держать ровно, руки отводим как можно дальше от себя.
5 Лёгкая атлетика №1 — встает лицом к №2; №2  упирается в грудь №1 и начинает бежать вперед, пытаясь сдвинуть с  места №1. То же самое можно выполнять, толкая в спину, где №1 пытается устоять на месте, а №2  сдвинуть его. По завершению каждого упражнения, ученик, который сопротивляется, путём скручивания туловища и ухода с линии атаки, проваливает соперника вперёд.
6 Лыжная подготовка Выполнение самостраховки со всем оборудованием. Учащиеся выполняют падение назад набок, не выставляя руки, палки зажимают подмышкой, подбородок прижат к груди. Количество повторов – 3-5 раз в каждую  сторону. Палки в стороны не раскидывать.
7 Баскетбол №1 выполняет передачу мяча, №2 выполняет ловлю мяча, одновременно с этим самостраховку на спину на гимнастический мат, подбородок прижат к груди, колени разведены. После возвращения перекатом в стойку, №2 выполняет передачу №1 обратно;   Мяч прижат к правой подвздошной кости. Задача №1 забрать мяч, задача №2  не дать забрать мяч, не отрывать ногу и не подпустить нападающего, отталкивая его рукой;   №1 и №2 одновременно хватаются за мяч двумя руками и по свистку стараются вырвать его у соперника. Передачи чёткие, выполнять с шагом. При перекате на спину руки не выставлять.               Не делать переступание.               Вырывать мяч скручиванием туловища.
8 Волейбол №1 набрасывает мяч, №2 принимает мяч снизу двумя руками, после чего выполняет самостраховку вперёд. Начинать выполнение  упражнения стоя на коленях, постепенно переходя в стойку.
9 Футбол Задача №1 сохранить мяч и платок (который за воротником), задача №2 и №3  отобрать мяч и платок соответственно. Стопа движется по касательной, перпендикулярно по отношению к полу.

     К данной таблице прилагается видеоматериал, на котором продемонстрировано сопряжённое освоение самбо и традиционных базовых видов спорта в процессе освоения содержания учебного предмета «Физическая культура».

    По итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы:

 — использование элементов  борьбы самбо на уроках ФК, во внеурочной деятельности, позволяет снизить уровень травматизма, приобрести необходимые прикладные навыки и умения, повышает уровень  физических качеств, мотивацию к ведению ЗОЖ;

—  популяризации вида спорта самбо способствует  патриотическому воспитанию подрастающего  поколения и приобщения с малых лет к истории нашей страны.

Сопряжённое освоение самбо и традиционных базовых видов спорта в процессе освоения содержания учебного предмета «Физическая культура «